В этой статье рассказывается о себестоимости,
из каких элементов она состоит и что на неё влияет
формула себестоимости
Егор Горбенко
маркетолог
В этой статье рассказывается о себестоимости,
из каких элементов она состоит и что на неё влияет

формула себестоимости

Егор Горбенко
маркетолог
  • Время чтения: 5 минут
Цена товаров и услуг определяется на основании множества факторов, важнейшим из которых является себестоимость. И сегодня я намерен разобраться именно с этим определением – что это такое, из чего складывается и как вычислить данный параметр.
На вопрос, что такое себестоимость, всемирная паутина дает следующий ответ:
«Себестоимость (англ. cost price) — стоимостная оценка текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции».
Вроде бы понятно, но остается масса неясностей. Что входит в затраты на производство? Какие статьи расходов нужно предусмотреть, чтобы обеспечить реализацию товаров? Как рассчитать себестоимость продукции и можно ли ее снизить? Ответы на все эти вопросы я привожу в данной статье.
Содержание

Что такое себестоимость

Итак, себестоимость – это совокупность затрат на производство, продвижение, логистику и сбыт. Этот параметр помогает правильно установить цену товара для потребителя, так, чтобы оправдать расходы и получить прибыль.
Чтобы анализ был более точным, выполняются вычисления нескольких видов себестоимости:
  • Прямой себестоимости
    Она включает в себя расходы на обеспечение сырьевой базой, материалами и комплектующими, а также на возвратные отходы, оплату труда рабочим, налоги и отчисления от их заработной платы, затраты на оборудование
  • Цеховой себестоимости
    Состоит из прямой себестоимости и трат на обслуживание оборудования и управление производственными процессами (цеховых расходов)
  • Производственной себестоимости
    Складывается из цеховой себестоимости и косвенных трат, так или иначе необходимых для обеспечения рабочего процесса (к примеру, расходы на обслуживание цехового оборудования, аренду помещений, оплату труда административного аппарата организации)
  • Полной себестоимости
    Как понятно из названия, здесь учитываются все траты, прямые и косвенные, так или иначе связанные с изготовлением продукции и ее доставкой к потребителю
Также существует классификация себестоимости товарной продукции по моменту расчета:
  • Плановая себестоимость
    Вычисления производятся заблаговременно, на этапе планирования производства
  • Фактическая себестоимость
    Определяется на основании данных о произведенных расходах на производство. Позволяет установить реальную сумму затрат и сравнить ее с запланированной
  • Нормативная себестоимость
    Рассчитывается, исходя из установленных на этапе планирования норм и стандартов расходов и фактических трат, что позволяет выявить отклонения
Опираясь на результаты расчетов разных видов себестоимости, можно провести более точный анализ и предпринять обоснованные меры относительно способов оптимизации производственных и бизнес-процессов.

Из чего складывается себестоимость

Теперь поговорим о том, из каких конкретно расходов состоят затраты на изготовление товара. Этот процесс включает:
  • Материальные затраты
    Это расходы на покупку и использование материалов, необходимых для производства товаров (или предоставления услуги). Они включают стоимость сырья, упаковки, дополнительных компонентов и прочее
  • Трудовые затраты
    В эту часть включают зарплату работников производства, пособия, страховые взносы и отчисления
  • Прямые накладные затраты
    Они непосредственно связаны с производственным процессом, но не относятся к материальным или трудовым. Так, в эту статью затрат можно включить оплату электроэнергии, обслуживание оборудования и прочее
  • Косвенные накладные затраты
    Это общие статьи расходов, которые не относятся к продукту напрямую. Например, оплата аренды помещений, коммунальных платежей, рекламных услуг
  • Накладные затраты на управление
    В данной части калькуляции учитываются расходы, связанные с обеспечением деятельности административного аппарата. Это в том числе зарплаты руководства, менеджеров, бухгалтеров, младшего персонала и т. д.
В зависимости от особенностей деятельности предприятия и нужд производства, в перечень расходов могут быть включены командировочные, оплата работы контрагентов, надбавки, доплаты, премии и т. д.

Что влияет на себестоимость

Себестоимость продукта – величина непостоянная, поскольку на нее влияют множество факторов. Их подразделяют на внешние и внутренние.
К внешним относятся:
  • Ситуация на рынке и уровень конкуренции
    Если аналогичных предложений много, и цены на товар/услугу низкие, возникает необходимость снизить себестоимость, чтобы оставаться в рынке и сохранить объем продаж, при котором есть возможность и «отбить» расходы, и получить прибыль.
  • Колебание цен на сырье и материалы
    Следовательно, в таких условиях производственная себестоимость тоже меняется
  • Экономическая политика и поправки в законах
    Так, при изменении валютного курса, налоговых ставок и проч., меняется и себестоимость
Перечень внутренних факторов:
  • Эффективность управления расходами
    При оптимизации процессов, грамотном контроле трат и принятии прочих мер для снижения трат можно уменьшить себестоимость и, соответственно, увеличить прибыль от реализованной продукции
  • Внедрение инноваций и новых технологий
    Автоматизация и повышение эффективности производственных процессов могут существенно снизить затраты на выпуск продукции
  • Уровень загрузки производства
    Чем эффективнее используются ресурсы, тем выше производственная мощность, что может существенно повлиять на себестоимость единицы продукции
Понимание и правильная оценка указанных факторов помогают принимать адекватные решения относительно оптимизации производства, способов повышения конкурентоспособности и уровня прибыли.

Как рассчитать себестоимость: формула и пример

Метод расчета себестоимости, на первый взгляд, довольно прост. Вычисления производятся по специальной формуле:
Себестоимость = Производственные затраты + Коммерческие затраты
Сложность же заключается в правильной оценке факторов, указанных в формуле для расчета, а именно производственных и коммерческих расходов.
Производственные затраты включают:
  • расходы на сырье и материалы
  • заработную плату работников, занятых на производстве
  • обслуживание и ремонт оборудования
  • оплату энергоресурсов (электричества, топлива и т. д.)
К коммерческим затратам относятся:
  • Маркетинговые расходы
  • Затраты на продажи и дистрибуцию
  • Административные и управленческие расходы (аренда офисных и цеховых помещений, зарплата персонала и руководителей, оплата труда бухгалтеров и юристов)
Показываю на примере, как вычислить себестоимость 1 единицы продукции.
Производственные траты за месяц:
  • сырьевые закупки – 400 тыс. руб.
  • оплата труда рабочих – 300 тыс. руб.
  • обслуживание оборудования – 200 тыс. руб.
  • энергетические затраты – 100 тыс. руб.
Коммерческие траты за месяц:
  • маркетинг – 200 тыс. руб.
  • продажи и дистрибуция – 200 тыс. руб.
  • администрация и управление – 100 тыс. руб.
Так, общий объем производственных трат составил 1 млн. руб., коммерческих – 500 тыс. руб.
Применяем формулу расчета:
Себестоимость = 1 000 000 руб. + 500 000 руб.
Себестоимость = 1 500 000 руб.
Чтобы выяснить себестоимость одной единицы товара, нужно разделить полученную сумму на объем партии, выпущенной за месяц. Допустим, с конвейера сошло 100 000 товаров. Значит, себестоимость 1 единицы продукта составляет 15 руб.

Как снизить себестоимость

Чем больше разница между себестоимостью и розничной ценой товара, тем выше прибыль. И понижение себестоимости – один из способов увеличить доход от продаж.
Для этого используются следующие методы:
  • Оптимизация рабочих процессов
    Подразумевается применение новейших технологий и прочие меры, позволяющие повысить мощность производства и сократить издержки
  • Повышение эффективности управления запасами
    Методика включает в себя мероприятия, цель которых – снизить траты на хранение и избежать устаревания материалов
  • Сбережение энергоресурсов
    Снизить расходы на энергию поможет внедрение энергосберегающего оборудования и регулярное обучение работников способам энергосбережения
  • Эффективное управление финансами
    Подразумевает постоянный анализ статей расходов, установление бюджетов и принятие мер по снижению размера издержек
  • Смена поставщика
    При активном поиске более выгодных условий по закупке сырья и материалов можно ощутимо удешевить закупки
Перечисленные мероприятия, как в совокупности, так и по отдельности помогут уменьшить себестоимость и улучшить показатели прибыли и рентабельность производства.
Остались вопросы?
На нашем канале есть много интересного по этой теме и не только
Подпишитесь на наш канал!
Обещаем публиковать только по-настоящему полезные и интересные материалы