В этой статье рассказывается о назначении и видах стратегического маркетинга, а также об этапах создания стратегий продвижения
Стратегии маркетинга
Егор Горбенко
маркетолог
В этой статье рассказывается о назначении и видах стратегического маркетинга, а также об этапах создания стратегий продвижения

Стратегии маркетинга

Егор Горбенко
маркетолог
  • Время чтения: 5 минут
Маркетинговая стратегия – это комплекс мероприятий, направленных на продвижение компании, привлечение внимания к товарам/услугам и конвертацию целевой аудитории в клиентов. Она помогает правильно оценить потенциал предприятия и распределить ресурсы в наиболее эффективные каналы. И это не только реклама в СМИ и наружная, но и интернет-маркетинг (продвижение посредством социальных сетей, поисковиков, партнерство с популярными блогерами и проч.).
Содержание

Что такое маркетинговая стратегия

Маркетинговая стратегия - это официальный документ, закрепленный в политике предприятия. Он представляет собой долгосрочный план, отражающий основные стратегии и тактики, которые используются компанией для продвижения бизнеса. В список задач включают не только меры по выводу товара/услуги на рынок и способы повышения продаж, но и принципы работы с клиентами и сотрудниками.

Зачем нужна маркетинговая стратегия и в чем заключаются ее цели:

  • Наращивание объема продаж/клиентской базы
  • Увеличение прибыли
  • Становление бренда
    Грамотный маркетинг позволяет сделать бренд узнаваемым,
    что влечет за собой рост продаж, и, соответственно, прибыли
  • Укрепление позиций на рынке
    Чем больше места «захвачено» компанией в выбранной нише,
    тем интенсивнее растут продажи и прибыль
  • Повышение конкурентоспособности
    Планирование и анализ помогают компании выявить свои преимущества, а грамотно выбранные каналы и стратегии позволят извлечь из сильных сторон максимальную выгоду
Бизнес способен работать и без стратегий продвижения и долгосрочного планирования. Но в этом случае деятельность компании менее эффективна из-за отсутствия упорядоченности, т.к. выделить наиболее важные и требующие повышенного внимания моменты в таких случаях намного сложнее.
Подпишитесь на наш канал в Telegram
Там мы рассказываем о маркетинге

Виды маркетинговых стратегий

Маркетинговые стратегии делят на 4 основных вида, каждый из которых имеет свои цели и особенности. Рассмотрим их подробнее.

Глобальные стратегии

Стратегии этого типа разрабатываются и реализуются с целью продвижения компании на мировом рынке и стабильного географического расширения деятельности. Глобальный маркетинг, в свою очередь, тоже делится на несколько категорий:
  • Интернационализация
    Подразумевает поиск и разработку каналов сбыта на мировом рынке и постоянное их расширение
  • Глобализация
    Включает процесс изучения действующих мировых стандартов для тех или иных товаров и производство продукции в соответствии с общепринятыми нормами
  • Кооперация
    Предполагает взаимовыгодное сотрудничество с другими предприятиями
  • Сегментирование
    Основано на ориентировании производства на разные категории потребителей. Иными словами, товары изготавливаются в соответствии с потребностями покупателей в определенном сегменте рынка
  • Диверсификация
    Развитие разных типов деятельности компании одновременно
Какое направление международного маркетинга выбрать, зависит от того, насколько предприятие готово к масштабному освоению рынка и какие риски может себе позволить.

Базовые стратегии

Эти стратегии определяют дальнейшее направление деятельности организации – рост, сокращение оборотов или поддержание прежнего уровня. Здесь, как и в предыдущем случае, возможны несколько направлений:
  • Специализация
    Суть ее заключается в целенаправленных мерах, помогающих занять лидерские позиции в определенной нише рынка. Иными словами, компания фокусирует внимание на каком-то определенном сегменте рынка
  • Дифференциация
    Подразумевает придание продукции свойств, которые будут отличать ее от товаров конкурентов, и акцентирование внимания потенциальных потребителей именно на этом отличии
  • Лидерство
    Это комплекс мероприятий, направленных на удешевление производства и его оптимизацию, снижение сопутствующих затрат, что позволяет уменьшить конечную стоимость продукта и привлечь больше покупателей. А также данное направление включает мониторинг окупаемости и более тщательную проработку новой продукции
Можно совместить два направления, например, дифференциацию и лидерство, но не три, подобный подход приведет к банкротству

Ведь продукция, предназначенная для определенной ниши рынка, соответственно, имеет весьма ограниченный круг потенциальных потребителей, и затраты на производство не окупятся, если при этом снизить цену, попутно расходуя дополнительные средства на то, чтобы сделать товар особенным.

Конкурентные стратегии

Как понятно из названия, суть стратегии заключается в повышении конкурентоспособности. Компания использует свои преимущества перед конкурентами с целью привлечь больше аудитории при освоении новых рынков.

Конкурентная стратегия включает несколько подкатегорий:
  • Лидер
    Компания является доминирующей в своей отрасли рынка и привлекает новых потребителей, используя рекламу, маркетинг и инструменты расширения области применения продукции
  • Последователь лидера
    Предприятие отслеживает методы компании-лидера и либо действует по ее образцу, либо начинает с ней конкурентную борьбу за лидерство, привлекая неохваченную доминирующей корпорацией аудиторию
  • Вызов (челленджер)
    Стратегия подразумевает анализ слабых мест компаний-конкурентов и «атаку» на них, а также выставление более выгодных цен. Такой вариант развития подходит предприятиям, которые делают что-то принципиально новое, ломая стереотипы и используя нестандартные способы взаимодействия с целевой аудиторией
  • Нишер
    Название говорит само за себя – эта стратегия подойдет компаниям с узкой специализацией, работающим с определенной нишей. Предприятие концентрируется на тех сегментах рынка, которые обошла своим вниманием компания-лидер
Каждая из перечисленных стратегий сосредоточена на том, чтобы сделать акцент на преимущества компании перед конкурентами и извлечь из этого максимум выгоды.

Стратегии роста

Данная стратегия направлена на масштабирование – в рамках продвижения увеличиваются объемы производства и доли рынка за счет привлечения новых покупателей более выгодными ценами или охвата новых территорий продаж.

Существует несколько вариантов реализации стратегии роста:
  • Укрепление позиций на рынке
    Компания не расширяет каналы сбыта, а продает продукцию там же, где и ранее, но при этом старается охватить как можно большую долю рынка в своем сегменте. Как правило, это достигается путем снижения цен
  • Расширение каналов сбыта
    Когда на прежнем рынке отсутствуют реальные перспективы роста и развития, продукцию представляют на новом
  • Расширение продукта
    Здесь возможны два пути – дополнить функционал товара или нарастить объемы производства
  • Диверсификация
    Компания запускает новый продукт и ищет новые каналы сбыта. Данная стратегия снижает долгосрочные риски и зависимость от конкретного продукта, но является довольно трудозатратной, т. к. успех напрямую зависит от того, насколько качественно были проведены маркетинговые исследования и анализ целевой аудитории
  • Приобретение
    Чтобы увеличить объемы производимой продукции или охватить новые каналы сбыта, компания приобретает другую компанию
Для выбора наиболее подходящей стратегии требуется проанализировать ряд факторов – финансовые возможности предприятия, уровень конкуренции и многое другое.
Хотите узнать как выбрать стратегию для своей компании?
На нашем канале есть много интересного по этой теме

Каким компаниям необходима маркетинговая стратегия

В общем смысле маркетинг – это инструмент, помогающий систематизировать продвижение и прогнозировать темпы роста компании. А это значит, что выработать маркетинговую стратегию нужно любой организации, штат которой насчитывает более 10 человек.

Кроме того, бывают ситуации, когда четкий долгосрочный план развития

жизненно необходим компании, к примеру:

  • Предприятие новое и только осваивает рынок
  • В выбранной нише высокая конкуренция
  • Возникли трудности с поиском и привлечением клиентов
  • Упал спрос на продукцию
  • Выбранные схемы развития показали низкую эффективность
  • Компания произвела ребрендинг или изменила позиционирование
  • В периоды стагнации, когда нужно четко понимать, за счет чего расширяться и в каком направлении работать дальше

Структура и содержание маркетинговой стратегии

После изучения целевой аудитории и спроса на продукцию, которую предлагает компания, можно приступать к разработке стратегии, включающей следующие обязательные элементы:

Цель


Она должна быть понятной, измеримой и достижимой, то есть соответствовать реальному потенциалу компании.
А также важны временные рамки – надо установить четкий срок, по истечении которого будут достигнуты поставленные задачи.

Ассортимент


Это один из ключевых моментов, которые учитываются при разработке стратегии – прибыль делают продажи. Нужно выбрать нишу, проанализировать спрос, цены и предложения конкурентов, наметить меры по расширению ассортимента, если это требуется.

Позиционирование бренда


От этого напрямую зависят особенности политики ценообразования. Важно правильно «преподнести» бренд, чтобы покупатели понимали и принимали цены, установленные на товары.

Маркетинг-план


Это документ, содержащий подробный план мероприятий, направленных на увеличение продаж,
с четкими временными рамками от 1 месяца до года.

Этапы разработки маркетинговой стратегии

Процесс разработки маркетинговой стратегии включает следующие этапы:

1
Анализ данных
На начальной стадии проводят исследования рынка, целевой аудитории, предложений конкурентов и возможных каналов сбыта продукции, оценку ресурсов компании
2
Планирование
На этом этапе определяют цели и задачи, направления развития и проч.
А также, опираясь на результаты анализа, оценивают, на какой стадии потребуется доработка продукта, изменение ценовой политики, привлечение дополнительного персонала или принятие других мер для дальнейшего продвижения
3
Реализация
Эта стадия подразумевает разработку и запуск рекламной кампании на выбранных каналах продвижения. Временные рамки, затраты и методы анализа эффективности прописывают в стратегии предварительно
4
Промежуточный анализ результатов
В рамках контроля анализируют каждое проведенное мероприятие и выявляют факторы, способствующие успеху или явившиеся причиной неудачи
Важно понимать, что работа над маркетинговой стратегией – это непрерывный процесс.

Выбранные меры продвижения нуждаются в постоянном анализе и корректировке. Если разработать стратегию и ничего не менять, велик риск не только не достигнуть поставленных задач, но и понести серьезные убытки.

Для составления стратегий я использую фреймворк SOSTAC, несколько адаптируя его под специфику проекта

SOSTAC - это аббревиатура, составленная по первым буквам названия этапов в составлении стратегии. В оригинале это выглядит так:
S
Situation analysis
Анализ ситуации (где мы сейчас находимся?)
O
Objectives
Цели и задачи (где мы хотим быть?)
S
Strategy
Стратегия (как мы этого добьемся?)
T
Tactics
Тактика (детали стратегии, т. е. маркетинг-микс)
A
Actions
Действия (как гарантировать, что мы реализуем тактику превосходно и с энтузиазмом)
C
Control
Контроль (как мы узнаем, что достигаем цели? – показатели и измерения)
Подпишитесь на наш канал!
Обещаем публиковать только по-настоящему полезные и интересные материалы