В этой статье рассказывается что такое маржа и наценка
Маржа и Наценка в чем разница? Простыми словами
Егор Горбенко
маркетолог
В этой статье рассказывается что такое маржа и наценка

Маржа и Наценка в чем разница? Простыми словами

Егор Горбенко
маркетолог
  • Время чтения: 5 минут
Залог успеха бизнеса заключается в грамотном контроле над всеми финансовыми процессами. Для эффективного управления предприниматель должен располагать полной информацией о доходах, расходах и издержках. Важным показателями в оценке прибыли являются маржа и наценка. Их часто путают, а многие и вовсе считают эти понятия синонимами, что в корне неверно. В этой статье я объясню простыми словами, чем маржа отличается от наценки, и расскажу, как рассчитать эти показатели.
Содержание

Что такое наценка

Наценка – одна из составных частей конечной стоимости продукта. Под этим термином подразумевают добавленную стоимость, т. е. сумму, которую продавец «накинул» на оптовую цену товара. А если речь идет о производстве, то наценка обозначает разницу между себестоимостью и отпускной ценой продукции.
Наценка необходима, чтобы покрыть затраты и заработать. Она показывает, сколько прибыли получает предприятие с продажи товара. Размер наценки определяется продавцом, и влиять на этот показатель может множество факторов: спрос, среднерыночные цены, политика фирм-конкурентов и прочее.
Поскольку торговая наценка представляет собой разницу между ценой продажи и ценой закупки, вычислить ее можно путем вычитания:
Наценка = Цена продажи - Цена закупки
В этом случае мы получаем величину, выраженную в рублях (или другой валюте). Это наценка в абсолютном значении. Но для расчета финансовых показателей необходимо выразить этот параметр в процентах:
Наценка, % =  Наценка (руб.) / Цена закупки * 100
Объясню на примере. Ваша компания закупает товар по 60 руб./шт., а продает по 130 руб./шт. Вычисляем наценку в рублях:
Наценка = 130 – 60
Наценка = 70 руб.
Рассчитываем тот же показатель, но уже в процентах:
Наценка = 70 / 60 * 100
Наценка = 117%
Значение наценки может быть любым, в том числе и больше 100%. Из расчетов выше мы видим, что конечная стоимость товара больше начальной на 117%.

Что нужно учитывать при расчете наценки

Посредством наценки предприятие зарабатывает деньги. Если разница между ценой закупки и продажи слишком маленькая, небольшой будет и выручка. А в обратном случае, когда она слишком высока, товар может плохо продаваться.
Чтобы оставаться в рынке, покрывать расходы и не работать в убыток, при расчете этого показателя важно учесть следующие моменты:
  • Объем затрат на 1 единицу товара
    Упаковка, хранение, логистика и прочее
  • Стратегия развития компании
    Если объемы продаж большие, нужно установить низкую наценку, маленькие – высокую
  • Конкурентоспособность продукта
    Чем больше у него преимуществ по сравнению с предложениями других компаний, тем выше наценка
  • Узнаваемость бренда
    Чем он популярней, тем выше лояльность потребителей к продукции
Важно также учитывать законодательные ограничения: так, ФЗ №381 регламентирует размер наценки на ряд товаров (медицинские, детские и прочее).

Что такое маржа

Термин «маржа» происходит от французского слова «marge», что в буквальном переводе означает «разница». Это понятие распространено не только в торговле, но и в биржевой, страховой и банковской практике.
Применительно к торговле маржа – это разница между выручкой и чистой прибылью. Она демонстрирует, какую часть выручки предприниматель, грубо говоря, кладет себе в карман. Данный показатель помогает оценить эффективность бизнеса и на основании этого принимать адекватные управленческие меры, если они необходимы: корректировать цены, объемы, ассортимент и проч.
В отличие от наценки, маржа показывает рентабельность продаж и позволяет рассчитать маржинальность бизнеса.

Формула расчета

Чтобы получить маржу в рублях, нужно вычислить разницу между отпускной и закупочной ценой (либо себестоимостью):
Маржа = Цена продажи – Цена закупки
Вернемся к примеру, который я приводил выше, где в закупке продукт стоил 60 руб., а продавался по 130 руб., и вычислим маржу:
Наценка = 130 – 60
Маржа = 70 руб.
То есть, как мы видим, абсолютное значение маржи такое же, как и значение наценки (что неудивительно, поскольку рассчитывались оба показателя на основании одних и тех же данных и по одной и то же формуле). Но для финансового анализа «рублевые» показатели малополезны, потому следует выразить маржу в процентах (т. е. получить ее относительное значение):
Маржа, % = Маржа (руб.) / Цена продажи * 100
Если обратиться к цифрам из примера выше, расчет будут выглядеть так:
Маржа, % = 70/130 * 100
Маржа = 54%.
Этот результат показывает, что в отпускной стоимости продукции заложено 54% маржи. Остальные 46% – это себестоимость товара. Иными словами, с каждого рубля, полученного при продаже, компания получает 54 копейки, а 46 копеек идут на покрытие расходов. Таким образом, маржа демонстрирует, насколько прибыльна торговля и эффективна работа компании. Рассчитывают ее обычно по завершении определенного периода – месяца, квартала, года.

Показатель маржи не может быть равен 100% (или превышать). Такое возможно лишь в теории, например, если предпринимателю подарили партию товара, и он смог продать его, не затратив ни копейки на его хранение, перевозку и проч. То есть в этом случае расходы на закупку, равно как и сопутствующие траты, отсутствуют, и всю выручку продавец кладет себе в карман.

Как маржа связана с наценкой

Прежде чем перейти к вопросу, как связаны маржа и наценка, предлагаю разобрать по пунктам, чем они отличаются:
  • Относительное значение наценки (в процентах) – это отношение добавочной стоимости к цене закупки, а маржу вычисляют, разделив добавочную стоимость на цену продажи
  • Наценка показывает добавочную стоимость, а маржа демонстрирует прибыльность продаж и эффективность работы компании.
  • Добавочная стоимость (наценка) может быть любой. Так, если товар в закупке стоит 100 руб., а продают его за 300 руб., наценка составит 200%. Поставят цену 500 руб. – поднимется до 400%. А размер маржи ограничен. Даже если, как в примере выше, предприниматель ничего не затратил на закупку, и не было сопутствующих расходов, маржа составит не более 100%
Теперь поговорим о связи этих показателей. Зная наценку, можно рассчитать маржу, и наоборот.
Как вычислить маржу, если известна наценка:
Маржа = Наценка / (100 + наценка) * 100
Маржа = 117 / (100 + 117) * 100
Маржа = 54%.
Как вычислить наценку, если известна маржа:
Наценка = Маржа / (100 – маржа) * 100
На основе показателей из примера проводим вычисления:
Наценка = 54 / (100 – 54) * 100
Наценка = 117%.
Показатель маржи всегда ниже, чем значение наценки. Но чем выше добавочная стоимость, тем больше маржа.
Подробнее об этом и не только, я пишу в своем телеграм-канале, подписывайтесь!
Подпишитесь на наш канал!
Обещаем публиковать только по-настоящему полезные и интересные материалы