В этой статье рассказывается что такое воронка продаж
и как её построить
Воронка продаж - пример и этапы, как построить воронку продаж?
Егор Горбенко
маркетолог
В этой статье рассказывается что такое воронка продаж и как её построить

Воронка продаж - пример и этапы, как построить воронку продаж?

Егор Горбенко
маркетолог
  • Время чтения: 5 минут
При продвижении товаров и услуг нередко приходится сталкиваться с тем, что ни активная реклама, ни регулярное взаимодействие с потенциальными покупателями/заказчиками посредством соцсетей и проч. не помогают увеличить продажи. Клиенты просто отсеиваются на каком-то этапе работы, и до совершения сделки дело не доходит.

Выявить проблему и провести полноценный анализ ситуации поможет воронка продаж. В этой статье я простыми словами объясню, что это такое и как использовать данный маркетинговый инструмент на практике.
Содержание

Что такое воронка продаж и для чего она нужна бизнесу

Воронка продаж – это маркетинговая модель, описывающая путь клиента от знакомства с брендом/предложением до реального приобретения товара/заказа услуги.
Она включает 4 обязательные стадии, которые проходит потребитель:
  • Внимание (к предложению)
  • Интерес (к продукту)
  • Потребность (в товаре/услуге)
  • Действие (покупка/заказ)
Традиционно воронку продаж изображают в виде перевернутого конуса, отражающего все стадии. В верхней части располагаются данные о тех, кто обратил внимание на предложение, а в самой нижней – о «дошедших» до целевого действия, т. е. до сделки. Поскольку на промежуточных этапах незаинтересованные в продукте люди постепенно отсеиваются, ближе к низу фигура заметно сужается, становясь похожей по форме на воронку, за счет чего модель и получила такое название.

Воронка продаж помогает определить, насколько эффективен каждый рабочий канал, и на каком этапе клиент уходит, не совершая покупку. Анализ этих данных дает возможность понять, когда и почему компания теряет клиентов, и найти способ удержать их.

Пример и разбор реальной воронки продаж из моей офлайновой студии йоги вы можете увидеть здесь.

Виды воронок

Существует различная классификация воронок продаж, но обычно их разделяют по уровням и функциональности. В первом случае модели делят на 2 типа:
Верхнеуровневая

Здесь отмечают основные этапы – посещение интернет-магазина/сайта компании и покупку/заказ. Такой тип воронки помогает проанализировать общую картину. А именно – узнать, сколько клиентов из потенциальных превратились в реальных.
Детализированная

Такой тип воронки подразумевает включение всех основных этапов и их раскладку на шаги с учетом действий потенциального клиента (переход на сайт, подписка на рассылку, скачивание информации, оставление заявки и т. д.). Это помогает собрать полную информацию о поведении покупателей, выявить, на какой стадии большая часть людей отсеивается, и на основании этого предпринять меры для их удержания. К примеру, если показатели посещаемости сайта высокие, а процент подписок на рассылку низкий, вероятно, проблема заключается в форме заявки или формулировке призыва. Люди просто не осознают, зачем им подписываться на рассылку или же не сразу замечают форму, с помощью которой можно это сделать, поскольку она находится в неудобном месте.
По функциональности различают следующие виды воронок:
  • Воронка поиска клиентов
    Задача заключается в привлечении интереса аудитории к продукту.
  • Воронка продаж
    Цель – сформировать желание приобрести продукт и сделать потенциального покупателя постоянным.
  • Воронка сервиса
    Здесь потребуется создать дополнительное предложение – например, добавить постпродажное обслуживание или другие сопутствующие услуги.
  • Воронка дополнительных продаж
    Задача – мотивировать клиента приобрести продукт повторно у этого же продавца.
  • Накопительная воронка продаж
    Помогает проанализировать, сколько клиентов прошло каждый из этапов. А также определить конверсию посетителей в покупателей (т. е. понять, какое количество людей из общего числа привлеченной аудитории совершили покупку).
  • Текущая воронка продаж
    Демонстрирует количество потенциальных клиентов, находящихся на каждом этапе маркетинговой модели в настоящий момент.
А сейчас предлагаю подробнее рассмотреть стадии, составляющие классическую воронку продаж.

Из чего состоит воронка продаж

Для разных моделей бизнеса количество этапов может отличаться. Но структура эффективной воронки обязательно содержит следующие стадии:
1
Внимание (осведомленность)
Это первый шаг, который включает создание рекламного предложения, познакомившись с которым, целевая аудитория получит общее представление о продукте.
2
Интерес
Это действия, которые совершает потенциальный клиент, заинтересовавшийся предложением – переходы на сайт, звонки, изучение каталога, вопросы продавцу. На этом этапе построения воронки продаж важно предоставить максимум полезной информации о продукте, объяснить его ценность в простой, доступной форме.
3
Желание (потребность)
На этой стадии клиент понимает, что предложение соответствует его потребностям, и думает о том, чтобы сделать заказ. Но это еще не означает, что человек однозначно совершит покупку – его нужно «подтолкнуть». В качестве дополнительного стимула может послужить скидка, удобная доставка, возможность рассрочки и прочее.
4
Действие
Это заключительный этап, на котором клиент оформляет заказ и оплачивает его. Чтобы не потерять покупателя в последний момент, важно сделать эту процедуру максимально удобной – подключить разные способы оплаты, сделать форму заказа доступной, простой и понятной.
Есть и другой тип – воронка маркетинга (или маркетинговая воронка), включающая не 4, а 5 стадий:
1
Приветствие
Это первый контакт клиента с компанией и продуктом. Здесь важно произвести позитивное впечатление и мотивировать человека на продолжение общения.
2
Определение потребностей
На данном этапе проводится «интервью», в процессе которого клиенту задают вопросы и выявляют, что именно ему нужно. На основании этого формулируется подходящее предложение.
3
Презентация
Эта стадия подразумевает рассказ о продукте, его ценности и преимуществах на основании выявленных потребностей. То есть презентовать нужно в первую очередь те функции, которые действительно важны клиенту.
4
Отработка возражений
Здесь менеджер работает с сомнениями клиента и прочими факторами, удерживающими его от совершения покупки.
5
Сделка
На этой стадии клиент готов купить продукт, и задача менеджера – довести его до завершения сделки, предложив оформить заказ, оплатить покупку.
В офлайн-магазинах перечисленные шаги проходят здесь и сейчас, в одном разговоре. Но в торговле онлайн построить воронку продаж, работающую столь же быстро, невозможно. Придется пройти такие этапы, как переписка, созвоны, отправка файлов и прочее.

О чем расскажет воронка продаж

Воронка продаж позволяет получить ответ на следующие вопросы:
  • Насколько эффективно работает рекламная компания, сколько посетителей получилось привлечь на сайт?
  • Какие категории потребителей наиболее заинтересованы в продукте?
  • Какой процент клиентов отсеивается?
  • На какой стадии воронки происходит наибольший отток потенциальных покупателей?
  • Насколько эффективно работают менеджеры по продажам?
  • Какие процессы нужно включить в воронку продаж, доработать или исключить из нее?
На основании этой информации можно выявить слабые места в стратегии продвижения и работе с клиентами, и впоследствии внести необходимые коррективы, которые позволят увеличить вовлеченность, сохранить ее, и, как следствие, обеспечить прирост прибыли.
Можно облегчить процесс построения концепции с помощью специального сервиса CRM. Он хранит данные о клиентах и взаимодействии с ними, и на основании этого выстраивает автоворонку продаж. Так намного удобнее анализировать и отслеживать статистику.

Что делать с этими данными?

Данные позволяют проанализировать следующие показатели:
Общую эффективность воронки (общую конверсию)

Этот показатель демонстрирует, какой процент посетителей совершил целевое действие (купил товар, заказал услугу, оплатил обучающий курс и проч.). Для этого нужно цифру из последнего этапа воронки (количество человек, сделавших заказ) разделить на данные из первого этапа (число пользователей, посетивших сайт) и умножить на 100, чтобы выразить результат в процентах. Например, сайт посетили 1000 человек, а оформили заказ 100. Вычисляем: 100/1000*100=10. Итого, общая эффективность воронки составляет 10%.
Эффективность этапов (конверсию между этапами)

Ее рассчитывают по похожей формуле, только потребуются данные по этапам, следующим подряд. Конверсия рассчитывается как отношение этих чисел. Например, сайт посетили 1000 человек, а подписались на рассылку 650. Вычисляем: 650/1000*100=65. Итого, эффективность этапа составила 65%.
Длину воронки

Проще говоря, это время, в течение которого клиент проходит все этапы воронки. Показатель помогает понять, какова средняя длительность цикла продаж и выявить лишние, или, наоборот, недостающие этапы. К примеру, если товар в корзину положили 500 посетителей, а выкупили только 150, нелишним будет установить автоматическую рассылку с напоминанием, что покупка не завершена.
Проанализировав перечисленные параметры, можно выявить, на каком этапе возникает наибольшее количество проблем, и понять их причину. Без этого разработать адекватные меры по удержанию клиентов и снизить отток пользователей невозможно.
Отсутствие воронки, проработанной под цели вашего проекта - фатальная ошибка.
Еще три ошибки, которые крадут у вашего проекта до 30% выручки, ищите в моем телеграм-канале по хештегу #ошибкивдиджитал
Подпишитесь на наш канал!
Обещаем публиковать только по-настоящему полезные и интересные материалы