В этой статье рассказывается что такое техническое задание
Что такое Техническое Задание - разбираем простыми словами
Егор Горбенко
маркетолог
В этой статье рассказывается что такое техническое задание

Что такое Техническое Задание - разбираем простыми словами

Егор Горбенко
маркетолог
  • Время чтения: 5 минут
При заказе проектов, товаров и работ в сферах, где не существует жестких стандартов качества, используют техническое задание (ТЗ). Оно может быть полезно, когда нужно конкретизировать пожелания и четко регламентировать требования к процессу разработки продукта, срокам выполнения задачи и конечному результату. Техзадания широко используют в IT-отрасли, дизайне, копирайтинге, маркетинге и многих других сферах.

В этой статье я подробно расскажу, что такое техническое задание, опишу его основные функции и правила составления, а также приведу примеры
готовых ТЗ.
Содержание

Что такое техническое задание?

Техническое задание – это документ (либо пакет документов), содержащий детальное описание объекта закупки. Он включает характеристики продукта, особенности задачи, дополнительные условия, сроки. По сути, это поручение заказчика исполнителю с четко сформулированными требованиями к процессу работ и результату. Кроме того, в ТЗ могут быть отражены риски, ограничения, факторы успеха, критерии оценки готовой работы.
Техзадание формируют на начальных этапах проекта. Если сотрудничество подразумевает заключение договора межу заказчиком и исполнителем, то ТЗ становится неотъемлемой частью соглашения и имеет юридическую силу.

На заметку! Не стоит путать техническое задание с брифом. Оба документа содержат требования к срокам и результату, но бриф заполняется в самом начале, на этапе ознакомления с задачей. Проще говоря, он помогает понять, сможет ли конкретный исполнитель выполнить работу и уложиться в выделенный бюджет. А ТЗ формируют непосредственно перед заключением договора, когда вопрос о выборе подрядчика уже не стоит.

Для чего нужно техническое задание?

Техническое задание – это инструмент коммуникации между сторонами, основа для понимания и согласования работ.
Документ помогает решить ряд важных задач:
  • Сформулировать цели проекта
  • Установить этапы и сроки выполнения работ
  • Зафиксировать требования к конечному продукту – тексту, проекту, техническому объекту (изделию, сборочной единице, сооружению и т. д.)
  • Определить критерии оценки результата
  • Оговорить обязанности и ответственность сторон
Работать по ТЗ выгодно как заказчику, так и исполнителю. Оно помогает сэкономить время и силы обеим сторонам. Исполнитель четко понимает, что от него требуется, а заказчик – какой результат он получит «на выходе».

Однако составлять техзадание нужно не всегда. Без него можно обойтись, если уже создана подробная проектная документация, проведены детальные предварительные исследования или требуется реализовать небольшой проект, все основные характеристики которого можно указать и в договоре.

Кто должен составлять техническое задание

Не существует четкого правила, какая из сторон должна составлять ТЗ – многое зависит от особенностей проекта, сферы деятельности, для которой его создают, и ряда других факторов.
Так, при создании техзадания возможны 3 варианта:

Вариант 1


Заказчик составляет документ самостоятельно. Но это целесообразно лишь в случаях, когда он на 100% компетентен в вопросе и точно знает, что хочет получить и как это осуществить на практике. Этот вариант наиболее распространен в копирайтинге, когда заказчик предоставляет автору готовое ТЗ для написания информационного и SEO-текста.

Вариант 2


Техническое задание формирует исполнитель, а заказчик утверждает. Такой подход практикуется в случаях, когда последний осознает, какой результат ему нужен, но не знает, как его добиться. Например, когда речь идет о разработке сайта: заказчик имеет представление о том, каким должен быть его ресурс, у него есть конкретные пожелания, но отсутствуют нужные знания и навыки для их реализации. Следовательно, обозначить адекватные сроки и четкие требования к работе он самостоятельно не может.

Вариант 3


Работа над ТЗ проводится совместно. Стороны участвуют в равной степени: заказчик формулирует требования и пожелания относительно результата, заполняет бриф, подробно описывает детали, а подрядчик после ознакомления с документом уточняет нюансы, вносит необходимые коррективы. Так строится работа над проектом, если речь идет об относительно несложных и немасштабных задачах – запуске рассылок, дизайне баннеров.
Универсального решения нет, но многие предпочитают «золотую середину».ТЗ составляет подрядчик, но и клиент не отстраняется от процесса: подробно излагает свои пожелания, объясняет, для каких целей ему нужен продукт, демонстрирует примеры работ конкурентов, которые он считает удачными.
Напишите мне в Telegram!
Если вам нужна помощь в составлении ТЗ на создание сайта, стратегии, интеграцию CRM или разработку рекламной кампании, пишите!

Как составить техническое задание

В некоторых отраслях оформление технического задания строго регламентируется ГОСТами и иными нормативными актами. При этом в отношении разных продуктов и проектов действуют отдельные нормы. Так, международный стандарт ISO/IEC/IEEE 29148-2018 устанавливает требования к ТЗ на разработку информационных систем и программного обеспечения, ГОСТ 34.602-89 – на автоматизированные системы, ГОСТ 15.016-2016 – на системы разработки и постановки продукции на производство.

Но есть сферы, где не существует четких критериев – маркетинг, копирайтинг, дизайн. Здесь для составления ТЗ обычно используют универсальную схему, которая включает следующие пункты:

1
Описание целей проекта
2
Формулировка задач
3
Требования к готовому продукту и его характеристики
4
Основные этапы работы
5
График и сроки исполнения
6
Процедура контроля и критерии оценки качества продукта
7
Приложения
Дополнительные материалы – наработки, фото, чертежи, ссылки на работы конкурентов и прочее.
Чтобы правильно составить техническое задание и избежать типичных ошибок, нужно придерживаться следующих правил:
  • Использовать однозначные формулировки.
    ТЗ должно быть составлено так, чтобы не возникали разночтения – важно избегать описаний и характеристик, которые могут иметь неоднозначную трактовку.
  • Прописывать все нюансы.
    Если техзадание составляет заказчик, он должен сделать это так, чтобы для исполнителя не было непонятных моментов – подрядчику нужно четко понимать, что от него требуется. То же правило действует в обратной ситуации – заказчик должен детально представлять, что именно он получит в итоге и сколько времени займет процесс.
  • Расшифровывать термины.
    Заказчик и исполнитель должны говорить на одном языке, потому все ключевые понятия нужно растолковывать, давать пояснения.
  • Предоставлять исполнителю максимум информации о заказчике.
    Подрядчик должен четко понимать, что наиболее важно для заказчика, для каких целей ему нужен продукт, как он собирается его использовать и какие проблемы планирует решать с его помощью.
  • Оставлять ссылки на работы конкурентов.
    Довольно часто быстро и качественно реализовать проект помогает изучение и анализ аналогичных продуктов.
Составив первоначальный вариант ТЗ, нужно предоставить его для ознакомления второй стороне и, при необходимости, внести коррективы в исходный документ.

Примеры ТЗ

Теперь рассмотрим 2 примера типовых технических заданий – в таком виде они встречаются чаще всего.

Для копирайтера


Написать информационную статью на тему «Что такое презентация продукта и как она проходит».
Объем текста: 10 000 символов без пробелов.

Примерная структура статьи:
  1. Что такое презентация.
  2. Зачем проводится.
  3. Виды презентаций.
  4. Популярные техники.
  5. Секреты успешной презентации.
Ключевые слова и фразы:
презентация продукта (главный ключ)
презентация товара
презентация продукта пример
презентация товара в продажах
реклама товара презентация
презентация товара пример
как презентовать продукт
презентация техника продаж
презентация продукта в продажах
презентация реклама продукта
функции презентации
презентация нового продукта

Основные требования:
  1. Первый ключ должен присутствовать в первом и последнем абзаце в точном вхождении.
  2. Ключи (за исключением главного) можно изменять по склонению, роду, числу, разбавлять предлогами.
  3. В тексте должен присутствовать хотя бы один нумерованный/маркированный список и блок внимания («Важно», «Интересный факт», «На заметку» и проч.).
  4. Каждые 3-4 абзаца должны разделяться подзаголовком.
  5. Уникальность текста от 80%, совпадения по одному источнику – не больше 15%.
  6. Академическая тошнота до 8,5%, по отдельным словам – не более 3.
  7. Результат по Главреду – от 8 баллов.

Для разработчика


Проект: изготовление лендинга для коллегии адвокатов.

Цели и задачи
  1. Создание продающей, привлекательной и интуитивно понятной посадочной страницы для коллегии адвокатов, оказывающей услуги в сфере уголовного права.
  2. Представление основной информации о коллегии, ее типовых продуктах (выезд адвоката на следственные действия, выезд адвоката в суд, подготовка ответа на запрос правоохранительных и налоговых органов, второе мнение адвоката).
  3. Привлечение целевой аудитории на сайт и призыв к действию в виде обращения в ТГ, WA или путем оставления контактных данных (заявки) на сайте.
Требования к посадочной странице
Оформление:
  • привлекательный и современный дизайн, соответствующий общей концепции и бренду компании;
  • четкая и простая структура страницы;
  • выразительные и качественные изображения.
Структура посадочной страницы:
  • шапка – логотип компании, Telegram и WA, адрес, номер телефона и кнопка обратной связи;
  • первый блок – лаконичное описание компании и предоставляемых услуг + фото из альбома заказчика, перечень типовых услуг, призыв к действию;
  • второй блок – преимущества компании с использованием фото, предоставленных заказчиком;
  • третий блок – более развернутое описание услуг, может содержать инфографику, анимацию и фото, предоставленные заказчиком;
  • четвертый блок – практика, результаты работы с копиями судебных постановлений;
  • подвал – контакты и кнопка обратной связи.
Адаптивность и кросс-браузерность:
  • посадочная страница должна быть адаптивной и корректно отображаться на различных устройствах (компьютерах, планшетах, смартфонах);
  • страница должна поддерживаться и корректно работать в основных веб-браузерах (Google Chrome, Mozilla Firefox, Safari, Microsoft Edge).
Технические требования
  1. Интеграция с системой аналитики для отслеживания посещаемости и поведения пользователей на посадочной странице.
  2. Возможность совершать звонки с сайта (активная ссылка на телефон) и писать в мессенджеры.
*Текст посадочной страницы должен подлежать изменению заказчиком при необходимости.

Подпишитесь на наш канал!
Обещаем публиковать только по-настоящему полезные и интересные материалы