Примеры, типы, анализ в бизнесе и маркетинге
Когортное Исследование
Егор Горбенко
маркетолог
Примеры, типы, анализ в бизнесе и маркетинге

Когортное Исследование

Егор Горбенко
маркетолог
  • Время чтения: 5 минут
Существует много инструментов, помогающих оценивать эффективность маркетинговых стратегий, рекламных компаний и прочих мер по продвижению бизнеса. Сегодня я хочу рассказать об одном из них – о методе когортного анализа (или когортного исследования), который позволяет отследить поведение отдельных групп клиентов. Мы подробно рассмотрим, что представляет собой этот инструмент, чем он полезен бизнесу, и как его применять на практике.
Содержание

Что такое когортное исследование?

Когортный анализ (cohort study) – это одна из форм исследований, в процессе которого отбирается группа людей, объединенных какой-либо общей характеристикой (год рождения, место проживания, участие в каком-то событии и т. д.). Эта группа называется когортой. В процессе исследования проводится поперечный анализ с определенными временными интервалами.
Когортный метод исследования подразделяют на 2 вида:
  • Ретроспективные когортные исследования
    Когда для анализа используются существующие данные
  • Проспективные когортные исследования
    Требующие сбора новых данных
Первый способ считается наиболее предпочтительным, когда наблюдается дефицит времени и средств. Информация уже собрана, систематизирована и сохранена, остается только проанализировать ее. Однако ретроспективный метод имеет один существенный недостаток – данные отражают ситуацию в прошлом, а не сегодняшнее положение дел.
Анализ проводится на основании исследования следующих факторов:
  • Вид действия, объединившего группу людей в когорту (в бизнесе это может быть покупка, подписка на рассылку, возврат продукта и прочее)
  • Временной интервал, в течение которого было произведено это действие (день, неделя, месяц, квартал и т. д.)
  • Период наблюдения, в течение которого отслеживается поведение когорты
  • Показатель, влияющий на процесс (для анализа в маркетинге могут быть выбраны конверсия, LTV и прочее).
Когортные исследования являются одним из фундаментальных методов анализа не только в маркетинге. Их применяют во многих сферах – медицине, эпидемиологии, социальных науках и любых других областях, где представляется возможным собирать и систематизировать фактические данные (статистику).

Этапы когортного исследования

Когортный анализ в бизнесе полезен любым компаниям, прибыль которых напрямую зависит от количества покупателей/клиентов. Опираясь на полученные результаты, можно скорректировать маркетинговую стратегию и улучшить ключевые показатели эффективности.
Метод включает в себя 3 этапа: определение метрики, формирование когорт, сравнение и анализ. Рассмотрим подробнее каждый шаг.

Определение метрики

Метрики в аналитике – это количественные показатели, отражающие эффективность работы компании на разных этапах. Для оценки бизнеса критически важны следующие виды метрик:
  • Метрики роста
    Демонстрируют, сколько потребителей знают о продукте и как растет количество пользователей. Показатель измеряется числом новых клиентов
  • Метрики активности
    Это все факторы, так или иначе показывающие взаимодействие пользователей с продуктом (просмотры, переходы на сайт продавца, клики по карточке товара и прочее)
  • Метрики монетизации
    Показывают, сколько покупок продукта было выполнено за определенный период и демонстрируют рост объема продаж в динамике
Выбор метрик зависит от цели когортного исследования. Это могут быть заказы, подписки, регистрация, выручка, средний чек и проч. Важно понимать, что метрика не может быть правильной и неправильной – главное, понять, чем может быть полезен анализ конкретного показателя для планирования стратегии развития бизнеса.

Формирование когорт

На этом этапе нужно выделить когорту, т. е. определить группу людей, объединенных общим признаком. Формировать ее можно двумя способами:
  • По вовлечению
    Например, берутся данные о регистрации, первом визите на ресурс, открытии письма из рассылки и т. д.
  • По монетизации
    Здесь можно использовать данные о первом заказе, покупке, оплате и т. д.
В когорту вносят всех пользователей, которые выполняли выбранное действие в течение конкретного периода (дня, недели, месяца, квартала). Можно сузить группу, добавив дополнительные критерии отбора – например, пол, возраст, место проживания пользователя, этап сделки и прочее.

Сравнение когорт и анализ метрик

На третьем этапе собранные данные анализируют, сравнивают и оценивают тенденцию. Если когортное исследование проводится «вручную», то третий этап включает 3 основных шага:
1
Сбор воедино всей информации, соответствующей выбранной метрике, когорте и периоду
2
Перенос данных в электронный файл на сервисе, позволяющем создавать сводные таблицы (Excel, Google Таблицы)
3
Анализ поведения когортной группы в течение выбранного периода, выявление произошедших с течением времени изменений
Чтобы упростить процесс обработки информации, можно провести когортный анализ, используя специализированные сервисы, например, Google Analytics.

Для чего используют когортное исследование в бизнесе

Когортный анализ в бизнесе позволяет отследить основные закономерности в поведении клиентов. А также эти данные помогают:
  • Детализировать портрет потребителя
  • Удерживать имеющихся клиентов и находить новых
  • Понять, как проходит путь потребителя от знакомства с продуктом до покупки
  • Отслеживать повторные действия пользователей
  • Высчитывать сроки окупаемости рекламных кампаний
  • Находить ошибки в маркетинговых стратегиях и бизнес-процессах
  • Оценивать спрос на продукт
  • Прогнозировать и увеличивать LTV (ценность клиента)
  • Контролировать эффективность работы сотрудников, занятых в продажах
  • Грамотно распределять маркетинговый бюджет
Когортный анализ, как и любой инструмент, имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам методики относят:
  • Точность и достоверность
  • Возможность оценивать спрос и объемы повторных продаж
  • При грамотно проведенном анализе можно выявить основные факторы, влияющие на доходность предприятия
  • Метод позволяет отслеживать поведение клиентов и выявить, какой рекламный инструмент обеспечивает лучшие результаты
  • Когортный анализ помогает легко обнаружить причину оттока клиентов
  • Опираясь на полученные при исследовании данные, проще принимать правильные стратегические решения
  • Для проведения анализа достаточно стандартных аналитических инструментов
Недостатки методики:
  • Отсутствие универсальных метрик – чтобы правильно выбрать показатель, нужно учесть множество факторов (сферу деятельности компании, особенности продукта, цели анализа и прочее)
  • Трудности с определением временного периода – универсального «рецепта» нет, но в большинстве случаев для небольших компаний выбирают неделю или месяц, а для крупных берут более длительный срок
  • Высокий риск получения некорректных результатов – если выбранные метрики не соответствуют целям исследования и поставленным задачам, собранных данных будет недостаточно для качественного анализа или не получится правильно их истолковать
Несмотря на недостатки, когортный метод исследовании весьма популярен, и для опытного маркетолога является обычной задачей. В крупных компаниях специалисты регулярно анализируют разные когорты, и эта методика считается рядовым инструментом, который используют постоянно.
Это и много другое в моём телеграм-канале. Подписывайтесь!
Подпишитесь на наш канал!
Обещаем публиковать только по-настоящему полезные и интересные материалы