Принцип планирования, примеры анализа
Метод Парето
Егор Горбенко
маркетолог
Принцип планирования, примеры анализа

Метод Парето

Егор Горбенко
маркетолог
  • Время чтения: 5 минут
Принцип Парето (закон Парето, распределение Парето, принцип 20/80) – это универсальное правило, предложенное американским инженером, консультантом по менеджменту и писателем Джозефом Джураном. Он назван в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето, в 1897 году выявившего закономерность о 20% усилий, которые дают 80% результата.
Несмотря на простоту формулировки, на первый взгляд непонятно, чем полезен этот принцип на практике. А между тем, применение закона Парето помогает эффективнее управлять временем и ресурсами, быстрее добиваться поставленных целей. В этой статье я объясню простыми словами, в чем суть данного метода, приведу примеры, демонстрирующие его работу, расскажу о плюсах и минусах. А также мы разберем, как использовать закон 20/80 в бизнесе для анализа и планирования.
Содержание

В чем заключается принцип Парето 20/80 простыми словами?

Дословная формулировка закона Парето звучит так: «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий – лишь 20 % результата». Суть принципа проста: он символизирует взаимосвязь усилий, вложенных в какое-либо дело и полученных результатов в виде прибыли или чего-то иного.
Основная сфера применения метода Парето – экономика и менеджмент. Но он может использоваться и в других отраслях, например, политологии, социологии, психологии, педагогике, тайм-менеждменте и даже в повседневной жизни, при планировании семейного бюджета и прочего. Он может оказаться полезен при реализации масштабных проектов, помогая сосредоточиться на приоритетных задачах.
Приведу примеры, как работает принцип Парето в разных областях:
  • 20% благ принадлежит 80% населения
  • 20% семян дают 80% всходов
  • 20% водителей виновны в 80% ДТП
  • 20% ученых делают 80% открытий
  • 20% сотрудников реализуют 80% задач
  • 20% затраченного времени обеспечивают 80% результата
  • 20% гардероба используется в 80% случаев
  • 20% работников берут 80% больничных
  • 20% текста содержат 80% полезной информации по теме
  • 20% инструментов из набора используются в 80% случаев
  • 20% меню обеспечивает 80% оборота точки общепита
  • 20% клиентов приносят 80% прибыли
  • 20% возможностей гаджета используют 80% его обладателей
Указанные в законе цифры не стоит воспринимать буквально, «идеальной» точки отсчета не существует, и соотношение в реальной жизни может быть другим – 30/70, 40/60 и т. д. Смысл правила Парето в том, чтобы продемонстрировать влияние меньшинства на общий результат.

Эффективность по Парето: преимущества и ограничения

Важно понимать, что распределение Парето – это не универсальное решение для всех проблем, задач и ситуаций. Рассмотрим его основные функции, достоинства и недостатки.

Преимущества

Анализ по принципу Парето может помочь в реализации следующих задач:
  • Расстановка приоритетов
  • Выявление основных проблем, получение представления об их воздействии на процесс в совокупности
  • Осуществление общего управления качеством и производительностью
  • Планирование корректирующих и предупреждающих мер
  • Анализ ситуации и устранение ошибок, неполадок и т. д.
Проще говоря, анализ по Парето поможет эффективнее справляться с проблемами, управлять рабочим и личным временем и снизить риск ошибок при принятии решений.

Ограничения

Метод Парето имеет ряд недостатков и ограничений:
  • Невозможность применения в ряде областей – описать через принцип 20/80 можно далеко не всякую задачу (например, это не удастся сделать, если каждый ее элемент одинаково важен и тесно связан с другими)
  • Необходимость подтверждения – правило нужно проверять в каждом конкретном случае, чтобы быть уверенным в том, что оно применимо к данной задаче (т. е. проводить анализ и определять, действительно ли 20% усилий способны обеспечить 80% результата)
  • Отсутствие информации о текущей ситуации – закон ориентирован на анализ прошлых данных, где ущерб уже нанесен и зафиксирован
  • Наличие эффекта случайности – к примеру, если использовать метод Парето при анализе продаж, то довольно легко принять кратковременный рост спроса на модный/сезонный товар за долгосрочный тренд
  • Неспособность обнаружить первопричины – для этого принцип 20/80 нужно использовать вкупе с другими инструментами анализа
Кроме того, метод Парето не показывает всю глубину и серьезность проблемы, а лишь помогает обнаружить ее.

Что такое диаграмма Парето? Как ее создавать и использовать

Диаграмма Парето – это базовый инструмент анализа, основанный на статистике. Представляет собой столбчатую диаграмму, отображающую данные в порядке убывания. Применяется в следующих случаях:
  • Накоплено много информации и она нуждается в систематизации
  • Необходимо определить важные факторы, влияющие на эффективность в целом
  • Требуется выделить приоритетные цели
  • Нужно выявить наиболее часто встречающиеся проблемы и дефекты
  • Возникла необходимость корректирования ситуации, и надо определить перечень мер
Для построения диаграммы нужно выполнить следующие шаги:
1
Сформулировать проблему, которая нуждается в решении. Например, требуется проанализировать причины, влияющие на качество работы колл-центра на основании жалоб клиентов, и улучшить его работу.
2
Собрать данные для сравнения (список проблем, элементов, факторов). На примере колл-центра это могут быть данные сквозной аналитики, отражающие список причин, повлиявших на возникновение проблемы.
3
Выбрать формат данных – частота (сколько раз возникала проблема в течение определенного периода), продолжительность (сколько времени займет решение) или стоимость (сколько ресурсов для этого необходимо). Для колл-центра выберем частоту.
4
Определить период (это может быть месяц, квартал, год). Допустим, чтобы установить причины снижения эффективности работы колл-центра, для анализа можно выбрать жалобы, поступившие за последний квартал.
5
Распределить данные по категориям и внести в таблицу. Например, ошибки при переключении на специалиста – 30 жалоб, несоблюдение разговорного скрипта – 100 жалоб, недостаточная информированность оператора – 80 жалоб и т. д. В конце списка нужно подсчитать общее количество жалоб и вписать полученную цифру в строку «Итого».
6
Рассчитать процент.  Для этого потребуется разделить частоту из каждой категории на общее количество жалоб и умножить на 100. К примеру, за истекший квартал поступило 30 жалоб на ошибки при переключении на специалиста, всего же жалоб было 300. Рассчитываем: 30/300*100=10%, то же повторяем для каждой категории. В сумме результаты должны составлять 100%, и это нужно указать конце списка, в строке «Итого».
7
Отсортировать данные по убыванию, от большего к меньшему. Если таблица формируется в Excel, для этого потребуется перейти во вкладку «Данные» и нажать на команду «Сортировка».
8
Рассчитать совокупный процент. Надо прибавить к проценту текущей категории процент предыдущей. Значение в первой строке останется неизменным, а в последней будет равно 100%. Показываю, как должна выглядеть таблица в итоге.
9
Построить гистограмму. На оси X должны быть отражены проблемы, на оси Y – частота случаев и их совокупный процент. Для этого нужно выделить таблицу, за исключением строки «Итого», выбрать вкладку «Вставка», «Гистограмма», «Гистограмма с группировкой». По получившейся гистограмме щелкнуть правой кнопкой мыши, нажать на строку «Выбрать данные» и убрать из фильтров информацию о процентах.
10
Задать линейный график совокупного процента.  Нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по значениям совокупного процента на гистограмме, выбрать команду «Изменить тип диаграммы для ряда» и задать его в виде линии.
Теперь обнаружить «жизненно важные» факторы просто – они располагаются над линией совокупного процента, там, где она проходит через значение 80% по оси Y и опускается по оси X к началу графика. То есть, именно те факторы, которые попали в указанный диапазон, и составляют 80% проблем. Эти данные в дальнейшем используются для принятия важных решений, определения эффективности (оптимальности) по Парето и т. д.

Маркетинг по закону Парето: ТОП-10

Рассмотрим 10 решений, которые помогут согласовать стратегии маркетинга и метод Парето:
  • 80% дохода поступает от 20% клиентов
    Важно выделить из общей массы те 20%, которые «делают кассу», и сосредоточить внимание на них, позаботиться о постоянных покупателях, предложить наиболее выгодные условия и т. д.
  • 80% жалоб поступают от 20% клиентов
    Если основную часть прибыли приносят 20%, то такое же количество потребителей превращаются в постоянную «боль» компании и отнимают массу времени у менеджеров, службы поддержки и проч. Для таких случаев нужно разработать скрипты, которые помогут в короткий срок отсеять проблемную аудиторию.
  • 80% прибыли приносят 20% постов в соцсетях
    Это контент, получивший наибольшее количество реакций – лайков, репостов и т. д. Важно понять, какие черты объединяют популярные посты, и применить этот принцип к другим материалам.
  • 80% трафика поступает с 20% ресурсов
    Посещаемость формируется за счет разных источников, но лишь малая их часть обеспечивает стабильный поток. Определить «прибыльные» ресурсы поможет система сквозной аналитики, на них и нужно делать основной упор.
  • 80% посещаемости ресурса зависит от 20% ключевых фраз
    Популярных запросов не так много, но именно они и привлекают основную массу посетителей на сайт. Нужно выделить 20% ключей, которые приносят самый большой трафик, «подогнать» под них уже имеющиеся материалы, добавить новый контент по теме.
  • 80% лидов поступают от 20% контента
    Как показывает практика, основной приток лидов обеспечивают ограниченное число ресурсов. Нужно определить источники и сконцентрироваться на самых эффективных.
  • 80% конверсий делаются с 20% контента на сайте
    В процессе оптимизации воронки продаж важно сосредоточиться на том контенте (карточках, постах, статьях), который чаще всего приводит к конверсиям.
  • 80% конверсий приходят от 20% подписчиков рассылки
    Нужно уделить особое внимание «прибыльной» аудитории при разработке маркетинговой стратегии относительно рассылок. Т. е. письма, которые будут направляться этим подписчикам, должны давать им понять, что они причислены к категории «любимых» и «постоянных» клиентов.
  • 80% продаж приходится на 20% объявлений
    Самые перспективные лиды поступают из источников, где больше всего конверсий. Нужно обнаружить 20% каналов, приносящих основной поток клиентов, и размещать объявления и лид-магниты именно там.
  • 80% всего объема онлайн-продаж приходятся на 20% продуктов
    Широкий ассортимент – это замечательно, но нужно выделить те 20%, которые пользуются наибольшим спросом. Это поможет привлечь больше покупателей и повысить объем продаж.
Однако нужно помнить, что метод Парето не подразумевает полное игнорирование оставшихся «неважных» 80% задач, проблем, клиентов. Сбрасывать их со счетов не нужно, просто потребуется распределить ресурсы так, чтобы максимально эффективно «прокачать» наиболее важные моменты, а оставшееся время поделить между всем остальным.
Это и много другое в моём телеграм-канале. Подписывайтесь!
Подпишитесь на наш канал!
Обещаем публиковать только по-настоящему полезные и интересные материалы