Простыми cловами, формула расчета маржинальности
Маржинальность - что это?
Егор Горбенко
маркетолог
Простыми cловами, формула расчета маржинальности

Маржинальность - что это?

Егор Горбенко
маркетолог
  • Время чтения: 5 минут
Для анализа эффективности и рентабельности бизнеса используются различные экономические показатели, важнейшими из которых являются маржа и маржинальность. Эти параметры принято отслеживать совместно, в связке, за счет чего их часто путают, а многие и вовсе считают данные понятия синонимами.
В этой статье я подробно расскажу, что такое маржинальность, чем она отличается от маржи, наценки и прибыльности, как ее рассчитать. А также мы поговорим о том, какие результаты считаются приемлемыми и как оценить эффективность работы компании, опираясь на показатели маржинальности бизнеса.
Содержание

Что такое маржинальность

Термин «маржа» происходит от английского слова «margin», что в буквальном переводе означает «прибыль». Применительно к бизнесу маржа (или маржинальный доход/маржинальная прибыль) – это разница между ценой продукта для потребителя и его себестоимостью. Себестоимость включает в себя не только издержки на производство, но и затраты на упаковку, логистику, оплату труда работников и т. д.
Маржинальность товара/услуги вычисляют, исходя из показателя маржи. Он позволяет рассчитать долю прибыли в каждом заработанном рубле. Опираясь на эти данные, можно оценить эффективность работы компании, или, говоря простыми словами, понять, насколько выгодно она продала продукт.
Маржу считают в рублях (или иной валюте) как разницу между выручкой и переменными расходами. А маржинальность представляет собой отношение маржи к выручке и выражается в процентах.
На заметку. Понятие «маржинальность» применимо не только к бизнесу, но и к другим сферам. Так, определение «маржинальная торговля» знакомо каждому инвестору, осуществляющему торговые операции на бирже.
О том как и какие показатели из финансового учета я считаю в агентстве и личных финансах рассказал в этом посте, подписывайся!

Как контролировать маржинальность

Чтобы рассчитать маржинальность, сначала нужно вычислить маржу. Для этого применяют следующую формулу:
Маржа = Выручка − Переменные расходы, где:
  • выручка – это весь доход, который организация получает в результате своей деятельности (оказания услуг, продажи товаров)
  • переменные расходы – это затраты, которые могут меняться в зависимости от объема продаж/оказания услуг (расходы на сырье, материалы, логистику и т. д.).
Зная маржу, можно вычислить маржинальность.

Формула расчета выглядит так:
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100
Разберем на примере.
Выручка предприятия за декабрь 2023 года составила 500 тыс. руб.
Переменные расходы – 200 тыс. руб.
Маржа = 500 000 – 200 000
Маржа = 300 000 руб.

Считаем маржинальность предприятия:
Маржинальность = 300 000/500 000 × 100
Маржинальность = 60%.

Таким образом, в каждом заработанном компанией рубле содержится 60 коп. прибыли.
На заметку. Используя показатель маржи, можно рассчитать и другие показатели, например, валовую прибыль. Для этого потребуется из маржи вычесть прямые постоянные производственные расходы.
О том какая метрика в финучете важнейшая, и как она связана с маржинальностью писал тут, подписывайся!

Какая маржинальность считается высокой

Маржинальность бывает низкой, средней и высокой. Обычно показатель оценивают так:
  • Низкий – от 10 до 30%
    К данной категории относят продукты первой необходимости. В этом сегменте высокая конкуренция, а наценка, установленная производителем, не превышает 20%.
  • Средний – от 30 до 50%
    Здесь наценка составляет примерно 50%, а продукция продается медленнее, чем в первом случае, и в гораздо меньших объемах.
  • Высокий – от 50%
    В этом случае наценка высокая, и может составлять 300-500%. Но, несмотря на это, товары данной категории пользуются спросом (косметика, бижутерия, элитный виды алкоголя, цветы, питьевая вода, чай и кофе, продающиеся на развес).
Важно понимать, что приведенные показатели весьма приблизительны – многое зависит от вида товара, спроса, платежеспособности целевой аудитории, себестоимости производства, и, конечно, сферы деятельности компании.
Так, для одной отрасли маржинальность 25% вполне приемлема, а для другой относится к категории «ниже среднего». Даже в одной нише маржинальность у разных продавцов может существенно отличаться.

Для чего нужен расчет маржинальности

Опираясь на показатель маржинальности, предприниматель может проанализировать следующие параметры:
  • Эффективность бизнеса
    Если параллельно отслеживать и другие параметры, такие как маржа и выручка, маржинальность помогает понять, насколько выгодно компания продает продукцию, и какую прибыль получает с каждого заработанного рубля.
  • Эффективность в сравнении с конкурентами
    У нескольких компаний, работающих в одном сегменте, может быть одинаковая маржа, но при этом разная эффективность. Так, если для достижения маржи 200 тыс. руб. одному предпринимателю нужно продать на 400 тыс. руб., другому на 550 тыс. руб., а третьему на 700 тыс. руб., то маржинальность составит 50, 36 и 28% соответственно. Следовательно, первая компания является самой эффективной.
  • Точка безубыточности
    Это объем выручки, при котором предприятие покроет все затраты, но не заработает. Чтобы посчитать данный параметр, нужно разделить постоянные расходы на маржинальность. Так, если постоянные расходы бизнеса составляют 200 тыс. руб. ежемесячно, а маржинальность – 25%, то для покрытия расходов компании нужно продавать на 800 тыс. руб. в месяц.
А также важно учитывать, что маржинальность – величина динамичная, и редко показатель одного периода (месяца, квартала) совпадает с результатами другого. Если это происходит, можно считать, что предприятие работает без изменений, с прежним объемом затрат и выручки. Отклонения в большую или меньшую сторону от показателей предыдущих периодов трактуются так:
  • Увеличение маржинальности - бизнес становится эффективнее, расходы уменьшаются, но при этом выручка остается на прежнем уровне, либо растет.
  • Уменьшение маржинальности - снизилась эффективность бизнеса, расходы увеличились, а выручка осталась прежней или стала меньше. В данной ситуации, чтобы остаться «на плаву», надо снизить затраты, либо увеличить отпускную стоимость продукта.
Грамотный и регулярный анализ маржинальности в связке с другими важными показателями позволит своевременно скорректировать маркетинговую стратегию и ценовую политику, а также просчитать возможные риски.
Подробнее об этом и не только, я пишу в своем телеграм-канале, подписывайтесь!

Маржинальность, наценка и прибыль. В чём разница?

Теперь разберем, в чем отличие между маржинальностью, наценкой и прибылью. Определение маржинальности приведено выше – это показатель, демонстрирующий, сколько дохода предприятию приносит каждый полученный рубль.

Наценка – это коэффициент надбавки, она показывает разницу между себестоимостью продукта и его конечной ценой. К примеру, если себестоимость товара составляет 30 тыс. руб., а цена для потребителя 70 тыс. руб., наценка составит 40 тыс. руб. Можно вычислить ее и в процентах, используя следующую формулу:

Наценка% = Наценка руб./Себестоимость × 100

Если взять цифры из примера выше, получается:
Наценка% = 40 000/30 000 × 100
Наценка = 133%.
Как видно по результату вычислений, наценка может быть выше 100%, а маржинальность – только ниже.

Теперь рассмотрим, что такое прибыль. По классическому определению, это разница между выручкой предприятия и всеми расходами, связанными с производством и реализацией продукта. Можно рассчитать прибыль по следующей формуле:

Прибыль = Выручка – (Себестоимость продукта + Управленческие и коммерческие расходы + Прочие расходы)

Но не стоит забывать и о налоговых взносах. Так, чтобы вычислить чистую прибыль, в скобки нужно добавить сумму, потраченную на уплату налогов.

Подпишитесь на наш канал!
Обещаем публиковать только по-настоящему полезные и интересные материалы