Примеры SWOT анализа предприятия, возможности метода
Что такое SWOT анализ?
Егор Горбенко
маркетолог
Примеры SWOT анализа предприятия, возможности метода

Что такое SWOT анализ?

Егор Горбенко
маркетолог
  • Время чтения: 5 минут
Чтобы бизнес эффективно работал, важно учитывать текущие реалии, а также четко понимать, какое положение занимает компания относительно конкурентов и насколько она соответствует запросам современного рынка. Существует множество инструментов, помогающих адекватно оценить ситуацию, и сегодня я расскажу об одном из них – SWOT-анализе. Мы подробно рассмотрим, что это такое и как использовать методику на практике.
Содержание

Что такое SWOT

SWOT-анализ (СВОТ-анализ) – это метод оценки внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на работу компании. Позволяет выявить сильные и слабые стороны бизнеса, его возможности и вероятные угрозы. Эти данные помогают спрогнозировать ситуацию и определить дальнейшие шаги, осуществить стратегическое планирование.
Акроним SWOT был предложен профессором Кеннетом Эндрюсом на конференции по проблемам бизнес-политики, проходившей в 1963 году в Гарварде. Название расшифровывается следующим образом:
  • Strengths (сильные стороны)
  • Weaknesses (слабые стороны)
  • Opportunities (возможности)
  • Threats (угрозы)
Собственно, это отражает суть методики – нужно выделить 4 категории факторов для дальнейшего анализа. Поговорим о каждом из них подробнее.

Strengths (сильные стороны)

Сильные стороны – это факторы, обеспечивающие рост бизнеса и его устойчивость в условиях современного рынка. Для дальнейшего развития данные аспекты усиливаются, улучшаются и укрепляются.
Выявить сильные стороны помогут ответы на следующие вопросы:
  • Чем компания выгодно отличается от конкурентов?
  • Почему потребители выбирают продукты именно вашего бренда? Что отмечают клиенты в положительных отзывах?
  • Какие способы продвижения приносят наилучшие результаты?
  • За счет чего происходит развитие компании и увеличивается объем прибыли?
Примеры факторов, которые можно причислить к сильным сторонам: уникальные свойства продукта, низкая стоимость, выгодное расположение торговых точек, использование инновационных технологий производства, профессиональная команда.

Weaknesses (слабые стороны)

Слабые стороны – это «точки уязвимости», т. е. все то, что мешает развитию бизнеса, способствует снижению объемов продаж и прибыли, делает организацию слабее по сравнению с конкурентами. Такие факторы требуется исправить или устранить
Отыскать слабые стороны можно, ответив на следующие вопросы:
  • Чем компания хуже других организаций, работающих в том же сегменте?
  • Какие ошибки регулярно допускаются?
  • Что мешает выполнению планов и наращиванию прибыли?
  • Какие качества продукта не удовлетворяют потребителей? О чем они пишут в отрицательных отзывах?
Примеры «точек уязвимости»: низкое качество продукта, недостаточная мощность производства, недобросовестность/некомпетентность сотрудников, плохая организация обслуживания, использование нерабочих инструментов продвижения.

Opportunities (возможности)

К категории возможностей относятся события на рынке, в стране и в мире, способные прямо или косвенно повлиять на развитии бизнеса. Эти изменения нужно учитывать и оборачивать в пользу компании, извлекать из них выгоду.
Примеры возможностей: уход зарубежных конкурентов с рынка, введение нового налогового режима, появление новых технологий, снижение доходов населения, отказ крупных сетей от услуг посредников.

Threats (угрозы)

Угрозы – это любые изменения во внешней среде, несущие риски для бизнеса, способные негативно повлиять на него. Данные факторы не удастся предотвратить, но можно и нужно спрогнозировать.
Примеры угроз: высокий уровень инфляции, рост налогов, появление сильного конкурента, ухудшение репутации компании, экономический кризис.

Задачи и цели SWOT-анализа

Методика СВОТ помогает решить следующие задачи:
  • Выделить сильные и слабые стороны бизнеса
  • Определить возможности и угрозы, связанные с внешними обстоятельствам
  • Сравнить компанию с конкурентами, понять, в чем ее преимущества и недостатки
  • Оценить перспективы развития
  • Сделать выводы и на основании этого разработать дальнейшую стратегию
Конечная цель SWOT-анализа – провести полный анализ компании, ее текущего положения и ближайших перспектив, выявить моменты, требующие особого внимания, определить основные направления дальнейшего развития.
На заметку. Объектом СВОТ-анализа может быть не только коммерческая организация, но и другие объекты – города, персоны, отрасли экономики, науки, государственно-общественные институты и прочее.

Преимущества и недостатки SWOT-анализа

Идеальных методов анализа не существует, у каждого есть плюсы и минусы. К сильным сторонам SWOT причисляют:
  • Универсальность
    Анализ СВОТ можно проводить во многих сферах, адаптировать и применять к разнообразным объектам
  • Гибкость
    Можно оценивать различные элементы в зависимости от целей анализа. Например, проанализировать местность с точки зрения перспектив развития отдельной отрасли – промышленности, туризма, транспорта и прочее
  • Многофункциональность
    Методику СВОТ можно применять как для оперативного анализа текущей ситуации, так и для разработки стратегии на длительный период
  • Простота
    Чтобы воспользоваться анализом SWOT, не требуется специальных знаний или образования узкого профиля
Наряду с преимуществами, метод имеет ряд недостатков:
  • С помощью анализа СВОТ можно выделить только общие факторы, влияющие на бизнес. А перечень мероприятий, которые требуется провести для улучшения ситуации, нужно разрабатывать отдельно
  • Методика помогает увидеть основные моменты, оказывающие влияние на развитие компании, но часто не демонстрирует второстепенные. Кроме того, установить первопричину и выявить взаимосвязь между факторами с помощью данного анализа не получится
  • СВОТ позволяет получить картину текущей ситуации, но не видение развития в динамике
  • Результаты анализа часто бывают субъективными и во многом зависят от знаний и позиции специалиста, который его проводил
  • Оценки, полученные в процессе SWOT-анализа, обычно представлены в форме качественных описаний, но для получения полного представления о ситуации нужны и количественные параметры
  • Проведение СВОТ-анализа подразумевает работу с большими объемами информации, значительные затраты времени и усилий. Это трудоемкий и небыстрый процесс, требующий полного «погружения»
Иными словами, СВОТ-анализ больше подходит для оценки текущий ситуации, но при этом неспособен отразить динамику и полностью заменить инструменты, необходимые для разработки грамотной стратегии развития.

Зачем бизнесу нужен SWOT-анализ

Анализ проводят не только с целью оценки ситуации, на его основе можно составить матрицу SWOT или матрицу решений. Рассмотрим процесс по этапам:
1
Составление перечня факторов по всем категориям
Потребуется сделать список по каждой из 4 групп – Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
2
Сокращение полученных списков
Нужно вычеркнуть варианты, встречающиеся в нескольких категориях одновременно, а также убрать наименее значимые и неактуальные факторы.
3
Оценка каждого аспекта по отдельности
Можно использовать 5-бальную систему, присвоив каждому фактору от 1 до 5 баллов по степени важности. Это поможет выявить наиболее сильные и слабые моменты, особо значимые возможности и угрозы.
4
Внесение данных в матрицу
Это таблица, состоящая из 4 блоков – «Сильные стороны», «Слабые стороны», «Возможности» и «Угрозы». Нужно распределить их по ячейкам, расположив по степени важности сверху вниз – первыми вносятся факторы, получившие оценку 5, затем 4 и т. д.
5
Анализ результатов
Опираясь на список факторов, нужно найти ответы на вопросы: в чем заключаются конкурентные преимущества продукта, какие сильные стороны помогают компании развиваться, как превратить слабые стороны в сильные и какие из обнаруженных угроз можно нейтрализовать в настоящий момент.
6
Составление матрицы решений
Нужно сделать еще одну таблицу, поместив возможности и угрозы вертикально (в столбец), а сильные и слабые стороны – горизонтально (в строку). Затем потребуется определить перспективные направления развития. Сформулировать их помогут ответы на следующие вопросы: какие возможности помогут расширить или еще больше усилить преимущества, за счет каких сильных сторон можно нейтрализовать угрозы или ослабить их последствия, какие возможности помогут устранить слабые стороны и от каких слабостей нужно избавиться, чтобы снизить угрозы.
7
Внесение направлений развития в матрицу
Сформулированные решения нужно записать в клетках-пересечениях возможностей и угроз с сильными и слабыми сторонами. На основании этих данных можно разрабатывать план действий и готовить новую стратегию.
Проводить SWOT-анализ нужно минимум 1 раз в год. Он отразит состояние дел на текущий момент, но уже спустя несколько месяцев результаты могут стать неактуальными и мало чем помогут в оценке ситуации и разработке новых стратегий.
Это и много другое в моём телеграм-канале. Подписывайтесь!
Подпишитесь на наш канал!
Обещаем публиковать только по-настоящему полезные и интересные материалы